Sunday, January 11, 2009

Президент Башкортостана обвинил Кремль в нарушении Конституции

Ставленники Москвы в богатых энергоносителями национальных республиках РФ один за другим поднимают вопрос о нарушениях Конституции и выдвигают требование подлинного суверенитета. В условиях Кризиса они, как и следовало ожидать, не желают содержать крупнейшую в мире бюрократическую машину, к тому же – в обмен на полномасштабный геноцид собственных народов. Вслед за взбунтовавшимся президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым его башкирский коллега 74-летний Муртаза Губайдуллович Рахимов по целому ряду пунктов официально обвинил российские власти в умышленном нарушении норм Основного Закона и упразднении самой сути федерального устройства государства.

 

Разгромную речь Рахимова почти не заметили СМИ. Полностью она прозвучала 24 декабря на торжественном собрании, посвященном 15-летию принятия Конституции Республики Башкортостан (РБ). Ее текст предоставлен пресс-службой президента РБ.

 

Негодование Рахимова в первую очередь вызвало отсутствие предусмотренных российской Конституцией «согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов».

 

«Почти крамольным стал вопрос о договорной практике. Между тем, в статье 11 Конституции страны установлено, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий», - возмущался он.

 

«То есть, это уже вопрос не принципа, а целесообразности, особенно в предметах совместного ведения», - отметил Рахимов.

 

Большой, достаточно подробный их перечень дан в 72-й статье Конституции страны. Это вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и другие.

 

Отдельно выделены кадры судебных и правоохранительных органов. Все эти вопросы совместного ведения требуют четкого согласования действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.

Как считает президент РБ, «… на деле, к сожалению, по большинству этих вопросов, включая кадровые, центральные министерства и ведомства в последние годы мало считаются с прерогативами субъектов федерации, вопреки Основному закону относят их фактически к своим предметам ведения и полномочиям. Как будто между нами разница не только в два часа по времени, но и еще по тексту Основного закона Российской Федерации!».

 

По его словам, положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод заслуживает особого внимания. Многие из них пока не подкреплены гарантиями реальной государственной, и, в первую очередь, судебной защиты, ответственностью за их нарушения.

 

«Так, серьезную озабоченность вызвали изменения государственного образовательного стандарта по новому Федеральному закону, которые, по сути, означают отказ от регионального компонента. Получается, чиновники разных уровней власти страны не замечают 68-й статьи Конституции, где записано: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». И далее четко, недвусмысленно сказано: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития», - сокрушался Рахимов. - Всем известно, что в национальных регионах проводится огромная позитивная работа по сохранению и развитию культур и языков российских народов. Именно здесь создаются благоприятные условия для развития национальной школы, наращивания культурно-духовного потенциала страны. Если в 90-х годах в школах Башкортостана изучалось 7 родных языков, то теперь 14 языков изучаются как предмет, а на 6-ти из них ведется обучение. Сегодня три четверти всех учащихся нерусской национальности изучают родной язык. Учителей для таких школ готовят 5 вузов и 12 педагогических колледжей. Налажена подготовка учебников, сотрудничество и в этой сфере с другими регионами. Убеждён, наша система национального образования эффективна и во многом уникальна. Она выдержала испытание временем и её следует беречь! При решении таких вопросов уместно вспомнить и 73-ю статью Конституции, в которой подчеркивается, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

 

Пока не выстроены в единую систему федеральные и региональные органы исполнительной власти, как того требует Основной закон страны в 77-й статье. В 78-й статье указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Но при этом предусматривается, что по взаимному соглашению часть полномочий может передаваться от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов федерации и наоборот. Главное здесь – интересы дела, эффективность управления. Но пока не найдена схема оптимального размещения в регионах и округах территориальных органов федеральных органов, слишком велики их количество и штаты чиновников. Они представляются чрезмерными особенно в условиях кризиса. Такая чересполосица, обилие федеральных чиновников, дублирующих республиканские органы, только затрудняет оперативность принятия решений!

Он считает, что «нет пока и должного, соответствующего Конституции, бюджетного федерализма». «Действующее бюджетное и налоговое законодательство до сих пор не позволяют справедливо распределять поступления в бюджеты всех уровней бюджетной системы федерации. По этой причине подавляющее большинство муниципальных образований, особенно сельских и городских поселений, дотационные. Они вынуждены заниматься не решением вопросов местного значения, как следовало бы, а изысканием источников для поддержания минимальной обеспеченности ресурсами. Тем самым нарушаются конституционные принципы местного самоуправления».

 

No comments: