Wednesday, December 12, 2007

Назарбаев выбирает Баку-Тбилиси-Джейхан.

Если Россия хочет транспортировать через свою территорию казахстанскую
нефть, она должна увеличить пропускную способность своих трубопроводов. Об
этом заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его словам, для
доставки казахстанской нефти на мировые рынки существуют широкие
возможности. <Если Россия не создаст условий для прокачки нефти, то
Казахстан будет транспортировать энергоносители через Каспий по маршруту
Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан>. По словам Назарбаева, Казахстан исходит из
экономических интересов, а при прокачке казахстанской нефти, трубопровод
Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) станет эффективным.Эти заявления Назарбаева
свидетельствуют о повышении интереса Казахстана к транскаспийским маршрутам,
против которых выступает Россия.
Уместно отметить, что в ближайшее время казахстанская компания <Казмунайгаз>
и Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР)
намерены создать совместное предприятие по развитию трубопроводной системы
Казахстана на Каспии. Об этом еще несколько дней назад заявил президент
<Казмунайгаза> Узакбай Карабалин. По его словам, в указанную систему входит
строительство на казахстанском берегу Каспия нефтяного терминала. Он станет
первым нефтеналивным объектом для заполнения крупнотоннажных танкеров. В
свою очередь, азербайджанская сторона построит на своем берегу терминал по
приему нефти и трубопровод по ее доставке до БТД.
Вице-президент <Казмунайгаз> Данияр Берлибаев заявил, что Кавказ имеет для
Казахстана приоритетное значение. По его словам, доставка по транскаспийской
системе казахстанской нефти в Баку позволит дальше ее транспортировать по
двум маршрутам - БТД и Баку-Супса (Батуми). Далее из Грузии через Черное
море предполагается транспортировать казахстанскую нефть в румынский порт
Констанца. На первом этапе Казахстан планирует ежегодно доставлять в Баку по
каспийской системе (трубопроводов - ПП) около 20 млн. тонн нефти.
Отметим, что в настоящее время казахстанская нефть доставляется на
азербайджанский берег Каспия танкерами вместимостью 12 тысяч тонн. Однако в
связи с предполагаемым повышением объемов поставок, эти суда будут заменены
на танкеры объемом 60 тысяч тонн.
Министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин заявил, что если пропускная
способность Каспийской трубопроводной системы (КТК - трубопровод, идущий с
месторождения <Тенгиз> в Казахстане до Новороссийска - ПП) не будет доведена
до 38-60 млн. тонн, то на первых порах Казахстан будет ежегодно 25 млн. тонн
нефти прокачивать по БТД.
Напомним, что договор о транспортировке казахстанской нефти по БТД был
подписан еще 16 июня 2006 года.
<Создание новой транспортной системы позволит сохранить качество легкой
кашаганской нефти>, - сказал Тажин.
Транспортировку нефти с месторождения <Кашаган> предполагается начать
примерно в 2010 году. Часть акционеров этого проекта являются также
партнерами по BTC (оператор БТД - ПП).
Между тем, политические эксперты прогнозируют активизацию усилий России по
воспрепятствованию транспортировки казахстанской нефти через Каспий.
Вопреки, этому Евросоюз для ослабления своей энергетической зависимости от
России будет оказывать финансовую и иную помощь Казахстану и Туркмении с
целью транспортировки их энергоресурсов в обход РФ. ЕС уже дал старт
интенсивным переговорам с ними по поводу строительства транскаспийских
транспортных систем.

No comments: